SWOT-анализ

SWOT-анализ – метод стратегического анализа, позволяющий сопоставить и выявить взаимосвязь между внутренней и внешней средой предприятия, на данной основе разработать стратегию развития, бизнес-план.

Основная цель SWOT-анализа – разработать стратегию, позволяющие максимально использовать имеющиеся сильные стороны предприятия и возможности рынка для достижения целей и решения задач маркетинга предприятия, при этом предпринимая меры для нейтрализации угроз и слабых сторон предприятия.

Аналитическая работа при проведении SWOT-анализа состоит в определении и оценке параметров внутренней и внешней среды предприятия, а именно:

  • сильных сторон (Strengths);
  • слабых сторон (Weaknesses);
  • возможностей (Opportunities);
  • угроз (Threats).

При этом следует строго придерживаться правила, что сильные и слабые стороны – это характеристика самого предприятия, а возможности и угрозы – это внешние по отношению к нему атрибуты рынка.

При проведении анализа рекомендуется придерживаться ответов на следующие вопросы:
1. Как сильные стороны могут быть использованы для реализации возможностей.
2. Как сильные стороны могут быть использованы для нейтрализации угроз.
3. Как рыночные возможности могут помочь для устранения слабых сторон предприятия.
4. Какие угрозы могут с большей вероятностью реализоваться исходя из имеющихся слабых сторон предприятия.

Примеры.
Сильные стороны (Strengths):

  • опытный менеджмент;
  • наличие деловых связей;
  • налаженные каналы сбыта;
  • наличие разрешительной документации;
  • льготное финансирование.

Слабые стороны (Weaknesses):

  • высокий моральный и физический износ оборудования;
  • высокие издержки на логистику;
  • несистемность сбыта;
  • высокая текучесть кадров рядового персонала.

Возможности (Opportunities):

  • возможность увеличения объемов сбыта за счет выхода на новые рынки;
  • возможность сокращения издержек за счет использования нового оборудования.

Угрозы (Threats):

  • низкие барьеры входа на рынок для конкурентов, угроза их появления;
  • снижение рентабельности за счет усиления темпов роста цен на сырье.

Часто SWOT-анализ представляют в виде одной матрицы SWOT, в котором перечислены сильные, слабые стороны, возможности и угрозы. В действительности – это является ошибкой от неверного толкования инструмента SWOT-анализа, которое, в свою очередь, появилось от системной ситуации в сфере образования – преподается (и книгах описывается) методология, а не технология. Технология SWOT-анализа следующая.
1. Определяются слабые стороны, возможности и угрозы – SWOT параметры (именно SWOT параметры можно часто видеть в табличной или текстовой форме, а не SWOT-анализ).
2. Производится оценка степени влияния SWOT параметров на предприятие, а также вероятность реализации возможностей и угроз по относительной шкале (например, от 1-го до 3-х).
3. На основе произведенных оценок производится ранжирование, где «отсеиваются» SWOT параметры с низкой степенью влияния на предприятие и с низкой вероятностью реализации возможностей и угроз.
4. На основе сопоставления SWOT параметров вырабатываются стратегические рекомендации. Для этого составляются отдельные таблицы SWO и SWT анализа.
5. Основные рекомендации выписываются из таблиц и отображаются в дальнейшем в удобной форме, в большинстве случаев в текстовой, а также в виде диаграмм, рисунков и др.

Объем SWOT-анализа занимает не 1-2 листа, как встречается в большинстве случаев, а от 5 до 30 листов.

SWOT-анализ не заменяет стратегические решения, только помогает к ним прийти. В дальнейшем, при завершении SWOT-анализа, могут быть использованы другие матрицы стратегического анализа. Одни из них, в большей степени сочетаются со SWOT-анализом (например, матрица Shell/DPM), другие в меньшей.

SWOT-анализ можно использовать практически к любым коммерческим предприятиям, странам и даже людям.

Дополнительные материалы на тему бизнес-планирования