Где заказать бизнес-план?

На первый взгляд, сегодня предлагается большое количество бизнес-планов. Такие предложения можно увидеть в Интернет, на полках книжных магазинов. Однако при внимательном рассмотрении большинство из них слабо применимо к реальной ситуации – для открытия бизнеса, для принятия управленческих решений, получения финансирования. Причина одна – в них отсутствует реальная информация по рынку, вашим возможностям, ноу-хау и т.д. По сути, предлагаемые бизнес-планы – это некие «трафареты». Реальный бизнес-план – это исследовательская, аналитическая и креативная работа.

Большая часть предложений в Интернет – предложения частных лиц, создавших интернет-страницы и предлагающих за небольшую плату или вообще бесплатно бизнес-планы.

По-настоящему профессиональный бизнес-план способны разработать консалтинговые, иногда аудиторские компании.

В целом, таких компаний в Москве не очень много – порядка 30. У половины из них стоимость разработки бизнес-плана составляет от 1 до 10 млн. руб. Как правило, такие компании в рекламе не нуждаются.

Остальные, менее известные, занимают уже узкоспециализированные сегменты. Так, работают консалтинговые компании, специализирующиеся, например, на ресторанном, сельскохозяйственном бизнесе и др. Стоимость их услуг значительно ниже первых – 150 – 1 млн. руб. При этом узкая специализация дает возможность высокого качества работ. Проблема в данном сегменте состоит в том, что специализированных компаний не много, они охватывают всего несколько сфер бизнеса. Остальных компаний, способных выполнить качественную работу, остается около 5-7, стоимость услуг которых доступна большинству предпринимателей или организаций.

Повторимся, остальные многочисленные предложения – работы, имеющие низкую степень проработанности, хотя они могут иметь яркую обложку или большой объем.

Таким образом, выбрать консалтинговую компанию, которая качественно разработает бизнес-план, к сожалению, не просто. Поскольку разработка бизнес-планов – это сфера услуг, то объективно оценить результат работ в большинстве случаев можно только после выполнения работ.

Вот несколько критериев низкокачественного бизнес-плана:

  • кроме общей информации практически отсутствует информация об инициаторе проекта;
  • обзоры рынка (если они есть) базируется, в основном, на данных Росстата. При этом не делается никакая привязка к проекту, не делается выводов, приводящих к генерированию управленческих решений по проекту из многочисленной статистики;
  • много страниц с таблицами без описания. Таблица – это иллюстрация. Основная информация отражается текстом, пусть даже минимальным;
  • SWOT анализ (если он предусмотрен) представлен в виде одной таблицы. «Настоящий» SWOT анализ в нашей практике занимает от 15 до 40 страниц;
  • в финансовых расчетах отсутствует прогнозный баланс. Дилетанты бизнес-планирования просто не умеют его делать;
  • отчет бизнес-плана не выдержан в едином стиле: разный размер и стиль шрифта, таблиц и рисунков;
  • предложения по разработке бизнес-плана позиционируются как «без переплаты», «без посредников». Разработка качественного индивидуального бизнес-плана - работа нескольких специалистов. Такая работа не может стоить ни 5 ни 20 тысяч рублей.

Это только несколько наиболее ярких критериев, которые помогут на первом этапе оценить качество бизнес-плана, а также основные отличия типового бизнес-плана от индивидуального.