Структура бизнес-плана в соответствии с требованием Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства (ФФПМП)

Консалтинговая компания "Альтекс Консалтинг" разрабатывает бизнес-планы в соответствии со стандартами Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства.

1. ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Резюме должно включать следующую информацию:

  • наименование проекта;
  • характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств:
  • описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы "с нуля" или о расширении существующего дела;
  • описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии;
  • краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;
  • описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли;
  • преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;
  • долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
  • тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;
  • степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;
  • потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;
  • если заявитель является физическим лицом, то инвестор должен знать, каким имуществом он владеет;
  • наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;
  • ключевые экономические показатели эффективности проекта;
  • возможные риски и система страховок.

В случае необходимости (возможности) привлечения иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках. В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации.

2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:

  • цели и задачи на ближайший период и на перспективу;
  • перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;
  • события, повлиявшие на развитие предприятия;
  • финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время;
  • организационная структура и кадровый состав;
  • тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшее время и в перспективе;
  • основные достижения предприятия;
  • показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;
  • каковы преимущества предприятия;
  • какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие;
  • объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
  • какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции;
  • каковы возможности рекламы;
  • сезонность;
  • как увеличить долю предприятия на рынке;
  • используемые ноу-хау;
  • территориальное расположение клиентов;
  • основные конкуренты и их сильные стороны;
  • уровень технологии;
  • анализ издержек;
  • с какими проблемами сталкивается предприятие;
  • анализ сильных и слабых сторон предприятия ( качество продукции и услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента).
  • географическое положение предприятия;
  • ближайшие транспортные магистрали.

3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.

3.1. Характеристика продукции:

  • функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;
  • примеры использования продукции;
  • стоимость в зависимости от объемов производства;
  • технологичность;
  • универсальность;
  • соответствие продукции принятым стандартам;
  • на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);
  • требования к контролю качества;
  • требования к подготовке пользователей;
  • требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;
  • имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;
  • патентно-лицензионная защита.

3.2. Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке:

  • описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов;
  • почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом;
  • принципы ценообразования конкурентов;
  • способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами.

3.3. Исследования и разработки:

  • цели и описание планируемых НИОКР;
  • существующие технологические риски;
  • технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия;
  • описание концепции развития продукта следующих поколений.
  • Финансирование:
  • принятая концепция ценообразования;
  • оптимальные размеры заказов и формы оплаты;
  • условия приобретения сырья, материалов и комплектующих;
  • уровень запасов;
  • производственная кооперация.

4. АНАЛИЗ РЫНКА
В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.

4.1. Характеристика рынка.
4.2. Характеристика потребителей продукции.
4.3. Стратегия продвижения продукции на рынок.

5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане ( сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации. Описание технологического процесса должно отразить:

  • обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией;
  • потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
  • потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;
  • потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;
  • требования к источникам энергии и их доступность;
  • требования к подготовке производства;
  • возможности совершенствования технологии производства;
  • требования к контролю качества на всех этапах производства продукции.

Требования к квалификации и наличие необходимого персонала:

  • административный персонал;
  • инженерно-технический персонал;
  • производственный персонал;
  • условия оплаты и стимулирования;
  • условия труда;
  • структура и состав подразделений;
  • обучение персонала;
  • предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.

6. ПЛАН СБЫТА
План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды и показывать:

  • цену продукции;
  • методы ценообразования и установления гарантийного срока;
  • схему реализации продукции (с авансом, в кредит, на экспорт);
  • размеры скидок;
  • время на сбыт;
  • уровень запасов;
  • процент потерь;
  • условия оплаты (по факту, с предоплатой, в кредит);
  • время задержки платежа.

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

8. АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

9. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Консалтинговая компания "Альтекс Консалтинг" уже много лет успешно разрабатывает бизнес-планы проектов, направляемых в фонды поддержки предпринимательства, а также различные Министерства РФ. Высокое качество разработок, четкое следование требованиям стандарта, позволяют нашим клиентам достойно представлять свои проекты и привлекать финансирование.