Бизнес-план

Бизнес-планирование

Бизнес-план – план достижения целей, решения разнонаправленных задач маркетинга, организационного планирования, производства, технологии и других в целях получения прибыли.

Бизнес-план для действующего предприятия – элемент одной из пяти функций управления предприятием – планирования. При этом, в соответствии с теорией менеджмента, известно пять функций управления:

  • планирование;
  • организация;
  • контроль;
  • координация;
  • мотивация.

Бизнес-план для нового предприятия, другими словами для инвестора, - средство презентации проекта, оценки экономической эффективности, оценки рисков, главное – доходности вложений.

Планирование бизнеса - процесс формулирования миссии, постановки целей, задач, решение которых связано с достижением поставленных целей. Конкретизация решения задач отражается в виде плана конкретных программ мероприятий в маркетинговой, организационной, производственной, научной, правовой и других плоскостях, каждая из которых находит свое отражение в прогнозирование финансового плана бизнес-плана.

Бизнес-план – документ, содержащий цели, задачи бизнеса, обоснование целесообразности реализации проекта, маркетинговый, организационный, производственный план, анализ рисков, правовые аспекты бизнеса, прогноз движения денежных средств, прогноз прибыли, прогнозный баланс, показатели эффективности вложенного капитала.

Цели бизнес-плана

Целями бизнес-плана являются:

  • обеспечение информационной прозрачности бизнеса или проекта для инвесторов, акционеров, кредиторов, менеджмента, партнеров, государственных органов и др.
  • определение масштаба требуемых для реализации проекта ресурсов, прогноз эффекта от реализации проекта, включая доходность инвестиций, социально-экономический, мультипликативный эффект.

Задачи бизнес-плана

Бизнес-план способствует решению следующих задач:

  • определить возможности для реализации бизнеса, ограничений, угроз, рисков;
  • определить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели;
  • определить стратегию проекта или предприятия;
  • провести сегментацию, определить целевые рынки сбыта, оценить долю рынка;
  • составить продуктовый портфель;
  • сформулировать позиционирование, конкурентные преимущества;
  • осуществить ценообразование;
  • определить каналы и методы сбыта;
  • составить план рекламы, PR, определить их инструменты, бюджет;
  • составить план продаж, прогноз дохода проекта;
  • определить численность, состав, квалификацию, ответственность персонала;
  • определить правовые особенности проекта, требования, ограничения;
  • определить технологические и производственные аспекты проекта, осуществить выбор технологического оборудования, составить план производства;
  • составить временной график подготовительных и основных работ по проекту;
  • оценить объем первоначальных вложений;
  • рассчитать прямые и коммерческие издержки на создание и продажу товаров и услуг;
  • рассчитать расходы на производство, персонал, маркетинг, содержание аппарата управления, проценты по кредитам, лизингу, отчисления, налоги и сборы;
  • оценить финансовое состояние предприятия, инициатора проекта, наличие ресурсов, потребность в дополнительных ресурсах;
  • оценить потребность в денежных средствах;
  • рассчитать финансовый результат – прибыль;
  • оценить эффективность инвестиций – построить прогноз движения денежных средств, рассчитать показатели эффективности инвестиций.

Бизнес-план предпринимателю помогает дать ответы на следующие вопросы:

  • какую прибыль можно будет получить в планируемый период;
  • какую продукцию, услуги выбрать для выхода на целевой рынок сбыта;
  • какой рынок наиболее привлекателен, какие действия необходимо предпринять для того, что нашу продукцию, услуги стали покупать;
  • какой объем спроса и ожидаемого дохода на рынке;
  • что нужно сделать, чтобы наши конкуренты не помешали получению планируемой прибыли;
  • какие затраты необходимо понести для производства товаров, услуг, доступа к рынку и потребителям;
  • какие риски могут снизить прибыль компании, какие меры нейтрализации рисков можно и нужно предпринять;
  • какие дополнительные выгоды можно получить от проекта, например, доход от продажи дополнительных услуг, субсидий, авторских прав, продажи ноу-хау и др.;
  • сколько будет уплачено средств в виде налогов, какова их доля в выручке и прибыли;
  • каковы планы по распределению прибыли, сколько прибыли будет направлено на выплату дивидендов.

Бизнес-план инвестору позволяет дать ответы на следующие вопросы:

  • какова доходность инвестиций в планируемый период;
  • какую продукцию, услуги выбрать для выхода на целевой рынок сбыта;
  • какие основания того, что проект будет успешен с коммерческой точки зрения;
  • какие риски по проекту, какие меры по их нейтрализации;
  • какова компетентность партнеров, команда управления проектом, бизнесом;
  • какова ответственность партнера, менеджмента за предоставленные инвестиции;
  • какова политика по распределению прибыли, какая доля прибыли будет направлено на выплату дивидендов;
  • какой механизм выхода инвестора из бизнеса, принципы определения стоимости доли инвестора;
  • будет ли бизнес продан.

Бизнес-план кредитору позволяет дать ответы на следующие вопросы:

  • какая прибыль будет получена в планируемый период;
  • какую продукцию, услуги будет продавать предприятие;
  • на каком рынке работает предприятие, какой потенциал спроса на нем;
  • каковы меры по обеспечению конкурентоспособности;
  • каковы затраты на производство товаров, услуг, маркетинг;
  • какие риски могут снизить прибыль компании, какие меры нейтрализации рисков планируется предпринять;
  • имеется ли вся необходимая разрешительная документация;
  • какова компетентность команды управления;
  • сколько будет уплачено средств в виде налогов;
  • каково текущее финансовое состояние предприятия, заемщика;
  • какова кредитная история;
  • имеется ли залоговое обеспечение кредита;
  • имеются ли поручители, банковская гарантия;
  • имеется ли независимый источник доха для погашения процентов по кредиту в подготовительный период по основному проекту или бизнесу;
  • каковая потребность в финансировании, цели использования кредитных средств;
  • каковы источники погашения кредита и процентов по нему;
  • каковы желаемые параметры кредита – сумма, срок кредита, процентная ставка, график погашения кредита и процентов по нему;
  • каков уровень подготовки бизнес-плана, имеется ли финансовый план бизнес-план – прогноз движения денежных средств, прогноз прибыли, прогнозный баланс, необходимый для комплексной оценки текущего и прогнозного финансового состояния, финансовых результатов предприятия.

Структура бизнес-плана

В универсальном понимании структуру бизнес-плана можно представить в следующем виде.

1. Резюме бизнес-плана

2. Описание компании, инициатора проекта

3. Сущность проекта

4. Анализ рынка

5. SWOT-анализ

6. Стратегия и план маркетинга

7. Производственный план

8. Организационный план

9. Правовые аспекты проекта

10. Экологические, социальные аспекты

11. Финансовый план

12. Анализ рисков

Приложения

Компании, банки, организации имеют собственные стандарты и методики разработки бизнес-планов и технико-экономических обоснований.

Бизнес-планы, разработанные компанией «Альтекс Консалтинг»

На главную